Главная » Статьи » Жизнь, люди.. » Движения и слияния

Граффити
Граффити
В современном мире, когда предметом искусства может стать банальный писсуар, до сих пор не утихли споры о том, является ли граффити искусством – или только проявлением вандализма. 
Термин «граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. Во множестве стран граффити официально запрещено и является уголовно наказуемым преступлением. В Германии, например, за это можно получить 3 года тюрьмы и разрисовывание стен приравнивается к вандализму.
В то же время граффити все чаще вторгается в иные пласты культуры. Шоком для общественности стала рекламная кампания нового изобретения Sony, PlayStation Portable (PSP), исполненная в виде граффити на стенах домов американских городов.
http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-100
   null
 Большой резонанс в обществе получили граффити Чернобыля.
   

До сих пор у многих людей сложилось мнение, что граффити это не искусство и не может им быть. Однако же райтеры (мастера граффити) подняли возможности спрея из баллончиков на уровень, равнозначный кисти. Многие работы имеют объём, глубину и напоминают 3D. Граффити с его безграничными креативными возможностями рассматривается сейчас как вид искусства, некоторые из направлений которого понятны, впрочем, лишь кучке посвящённых и представляют для остальных набор непонятных ломаных линий и наскальные рисунки асфальтовых джунглей. http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-91
null
   
   Возникновение граффити
Трудно поверить, что первые «граффити» – надписи и рисунки (от итал. graffiare – царапать) в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера были обнаружены на античных памятниках и древних сосудах. 
Как проявление «низового» творчества, «граффити» заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю «картинам» уличного творчества. Пикассо ценил в «граффити» предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека. Слово «рок» (в значении «судьба»), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, подвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древнем Египте и Античной Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. В злачных районах городов, где до сих пор банды подростков делят территорию, ранее граффити означало принадлежность улицы какой-либо из группировок, также утверждается, что именно из таких рисунков и стилизованных надписей и выросла современная уличная культура граффити.
Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо многоцветные композиции. Авторов граффити называют райтерами – «писателями». Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне. 

Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи «травки», цены и прочее. Со временем из секретного вида связи «граффити» превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя «сочная» графика. 
Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище «toy» («игрушка»). Так называют неопытного писателя, который не испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стен навыками. Авторами граффити чаще всего выступают непрофессиональные художники.
Есть, конечно, среди райтеров и «чистые» художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-другому: «писатель» или «шрифтовик». Исторически это писательство развилось из так называемых «тэгов» – стилизованных «автографов» или авторских логотипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и – соответственно – исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писатель именно в качестве «тэггера» постигает азы мастерства.
Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться, либо потребность в самовыражении или выражение своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитена, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити. 
Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую загадочность. 
http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-92
http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-96

  Виды граффити
В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия «легальной» и «нелегальной» стен. К первым относятся те стены, которые городские власти предоставляют на растерзание райтерам, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству. В г. Кирове выделили забор, который графитчики расписывают своим творчеством. И у них довольно неплохо получается! http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-103
 
Но запретный плод сладок и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на «работу» и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая «нелегальные» стены. 
Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане. 
Другая разновидность граффити – гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и идеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему. 
Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют «Нью-Йоркским стилем» или «хип-хопом». Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, «хип-хоп» – это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США. 
В России с недавних пор расписывают также и стены домов, и различные унылые городские пейзажи из стен гаражей и бетонных парковок, что удивительным образом оживляет действительность. Помнится, в одном из городов даже был казус, когда стену дома, стоящего у дороги, расписали как альтернативный поворот этой самой дороги и водители то ли от рассеянности, то ли от чего другого:) сворачивали не туда:). Не помню, чнм там всё закончилось, замазали ли данное творчество в угоду нормальному дорожному движению, но вот мне лично было бы приятно жить в доме, украшенном вот так: http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-98
или так  http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-90
Или так  http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-88
 
   Эволюция граффити: стилевые войны
Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца 60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние «писатели» ни черта не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако с появлением сотни «голодных» писателей читаемость отдельного наскального «хита» стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью – привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места также играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных. 
Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Размалёванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выбор локации уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь изначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка. С появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали всё большее внимание. А вот стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И – что делало их непохожими – во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так, райтер по прозвищу Super Kool заметил, что замена узеньких колпачков баллонов на пузатые позволит ему «накрывать» большие поверхности широкими размашистыми «мазками». Когда он написал таким образом свое имя, получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получилась так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках subway system. А райтер Phase 2 из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил название bubble letters.
Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 – уже бруклинский мастер – впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот piece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались «стилевые войны». Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм «Style Wars «(1984), написаны книги.
«Wild style» Именно так назывался и «граффити» – фильм (1982 г.) независимого кинорежисёра Чарли Ахерна, главный герой которого «расписывал» поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получилась «интересной социологически, но наивной драматургически». Дни года спустя вышла более достоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием «Beat Street», ставшая культовым хип-хоповским фильмом.
Да, поезда подземки стали идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда «обновленными». Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагоне подземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало «полотно» размером в целый вагон, а год спустя – с состав. Особой любовью у райтеров пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда – самыми же «неподходящими» считались бруклинские вагоны из гофрированной стали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием. Властям все это пришлось не по нутру. Дело не только в извечном «не положено» – немало райтеров и в самом деле не столько творили, сколько хулиганили, лихостью компенсируя отсутствие мастерства и вкуса. В середине 80-х «подземное» начальство выжило-таки графитчиков из своих владений. «Есть множество юных умов, которым есть что поведать миру. Но все, что они сотворили, затирается машинами-монстрами МТА» – подвел горестный итог в одном из своих поэтических опусов известный рэппер и уличный художник Футура-2000.
Нью-Йорк по-прежнему почитается как «колыбель» граффити. Именно там родился мир уличного искусства – со своей техникой, стилем и слэнгом. Вообще-то, точнее было бы сказать – стилями. Ведь граффити – это множество направлений и течений. От считающихся ныне уже немодными «надувных» букв мастеров «старой школы» до невероятно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки «wild style», в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере. 

    Взаимоотношения с властями
Еще один больной вопрос – взаимоотношения с городскими властями. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества – при всей эстетической ценности этой самой росписи – представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских райтеров поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые «законные стены и дворы». Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и «зоны нетерпимости», их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые полисмены, под видом британской съемочной группы, делающей фильм об уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие граффитистов поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдив полицейских подробнейшей информацией о своих излюбленных «объектах» и поставщиках краски, а также образцами собственных творений. Представители штата Нью-Гэмпшир недавно выступили в Конгрессе с предложением наказывать уличённых в граффити «битьем деревянной палкой по голому заду». Но пока битье вроде бы оставлено. До неопределенных времен. В Филадельфии решили навалиться на хулиганов всем миром. Составлен список десяти «самых опасных» райтеров. В кампанию активно включились и фирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом, а значит, и граффити воспринимаются как часть «гангстерской культуры». Во-вторых, по подсчетам самих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств в буквальном смысле приложили руку «крутые» парни, которые таким образом «метят» свою территорию – каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко «tagbanger» (производное от «tagger» и «gangbanger» – так на слэнге обзывают участников «групповухи»). Придумали его сами граффитисты, вознамерившиеся отделить таким образом «овец от козлищ». Но ни официальные власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не посвящать). В этом же, как считают райтеры, кроется и ответ на часто задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не видно девушек?
Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в свое время перебрались в Европу. Итальянская молодежь, одержимая футболом, приняла новое «искусство» с радостью. Сейчас нередко на футбольных стадионах, вокзалах встречаются огромные картины с изображением быка в футбольной майке с надписью «Милан – грязные скоты!». Вовсю красятся некогда братские Польша и Чехия. В Берлине – это своеобразный обряд взросления для подростков: они выбирают себе прозвище, которое считается действительным лишь после того, как будет увековечено несколько раз на самых видных и опасных местах. В Берлине вообще дело поставлено на широкую ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупой скандинавский пейзаж. В Японии граффити отличается очень мрачными, фантастическими и порой жестокими сюжетами. 
«Существует масса возможностей приложения твоего стиля, – говорит Чу, британский мастер граффити, нашедший себя в дизайне компьютерных игр. – Главное, чтоб он был сделан искренне и со вкусом». Уникальную эволюцию претерпело завезённое из-за океана граффити в Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то время как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника как «потерянного» подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница между «легальным» и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо (а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и, стало быть, преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем иных критериев. И не все, попавшие под тяжёлую руку закона, отделываются курьезными наказаниями вроде запрета приближаться к любому железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один граффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит. 

    Граффити в России
История нашего (тогда еще советского) граффити началась в 1985 году – одновременно с модой на брейк-данс. Что вполне закономерно, ведь и то и другое – часть культуры хип-хоп. В середине 80-х по стране волной прокатились break-фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в разных городах СССР – от Калининграда до Горького и Донецка – продолжались грандиозные молодёжные шоу». Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые – при всей их незрелости – потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров. Через знакомых моряков, бывавших в Америке по клочку выцарапывали всё, что имело хоть какое-то отношение к увлечению уличной культурой. Необходимая для настенной росписи краска аэрозоль в Прибалтике стоит намного дешевле, чем в «континентальной» России. (Не забывайте, что для граффитиста немаловажно не только количество исходного материала, но и его качество и цветовое разнообразие.) «В Калининграде баллон хорошей краски обойдется вам в доллар, в Москве – в пятёрку, а хватит его на метр – от силы полтора – росписи. Ещё один больной вопрос – взаимоотношения с городскими властями. Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов – это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити – прежде всего, на улице. Например, некий Макс в свое время сделал ход конем: он пришел в родную калининградскую мэрию с кипой фотографий. На одних были его собственные работы, на других – стены домов с выведенными на них общеизвестными ругательствами. В мэрии схватились за голову и срочно отвели Навигатору несколько мест в городе, чтобы хоть как-то облагородить «визуальную среду». Так что Максу, по его собственному признанию, куда больше проблем доставляют простые сограждане. «Раз какая-то бабуська разглядела в моей букве «К» свастику и полгода ходила по инстанциям с требованием уничтожить рисунок. Или иногда тинейджеры считают, что мои работы «недоделаны» и пытаются подкрасить их». Ну, так то Калининград, вздыхают московские граффитисты. В столичную мэрию поди достучись! Тут другой масштаб и другой менталитет. Хотя индустриальной Москве, как верно замечают приезжие мастера, «явно не хватает свежих, ярких граффити, которые радовали бы глаз и грели душу». В последнее время наше граффити заметно помолодело. Рядом с тридцатилетними художниками «первого призыва», которым практически до всего приходилось доходить собственным умом, все чаще можно увидеть начинающих, которые моложе их ровно в два раза. В последнее время в столице стало модно облагораживать бетон различными позитивными рисунками вроде ромашек, солнышка и облачков. Не уверена, что это можно назвать граффити, но глаз несомненно радует. Московские власти разрешают расписывать некоторые здания и заборы, не всегда эти росписи представляют собой мешанину из стилизованных нечитаемых слов. Например, я знаю очень приличное граффити рядом с музеем им. Дурасова рядом с м. Волжская. Там разрисована стена, очень напоминает стиль Пикассо, тот же сюрреализм, но при этом позитивный и светлый. Вот некоторые работы российских и не только райтеров напоследок: http://fisharius.my1.ru/photo/2-0-87
Категория: Движения и слияния | Добавил: Nozomi-san (13.04.2009)
Просмотров: 1619 | Теги: искусство | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]